КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ «РЕЧЕВИЧОК» ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» (далее - Программа) реализует содержание дополнительного образования социально – гуманитарной направленности. Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав МАДОУ № 23 Программа составлена на основе УМК программ: «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 2 4-7 лет». Нищева Н.В., «Индивидуальная подготовительная работа по коррекции звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Актуальность Программы. Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно логопедическая помощь приводит к школьной дезадаптации, расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации. Одним из важных актуальных аспектов Программы является то, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области логопедии. Самыми распространенными из речевых нарушений являются нарушения звукопроизношения. Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей, особенностей речевого дефекта детей 5-7 лет. На программу зачисляются дети с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР). Программа ориентирована на учет интересов, потребностей, способностей и инициатив воспитанников. Отличительной особенностью Программы является активное использование игровой деятельности для организации коррекционного процесса, создание условий для максимальной индивидуализации коррекционно-педагогической поддержки обучающегося. Адресат Программы – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Дети данного возраста должны не только правильно произносить, но и хорошо различать фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Количество детей – 1 (индивидуальные занятия). Режим занятий: Адресат Программы. Программа составлена с учетом возрастных психологопедагогических возможностей детей 6-7 лет. Режим занятий – продолжительность занятий – 1 академический час. Академический час – 30 мин. Общее количество занятий – 1 в неделю, 4 – в месяц. Объем Программы – общее количество часов – 18 ч.. Срок освоения Программы - 1 учебный год. Уровень освоения Программы: стартовый. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательного процесса – традиционная модель. Форма обучения - очная. Формы организации деятельности детей на занятии индивидуальная. Виды занятий – образовательные ситуации, различные виды детской деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом 3 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. п.II. 2.7.), итоговые мероприятия. Формы подведения итогов реализации Программы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: заполнение карты развития обучающегося (см. приложение). Формы предъявления образовательных результатов: открытые занятия; фотоотчеты; статьи на сайте образовательного учреждения; видео-отчеты; отзывы родителей (законных представителей) обучающихся. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы: обеспечение правильного произношения звуков родного языка (преодоление недоразвития фонетико - фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста). Задачи Программы: Образовательные: - формировать навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; -развивать слуховое внимание и фонематический слух. Коррекционно-развивающие: -развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков; -развивать артикуляционный праксис; -развивать физиологическое и фонационное дыхание; -постановка дефектно произносимых звуков, их последующая дифференциация; -автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи; Воспитательные: -воспитывать у детей активность, самостоятельность, собранность, социальнокоммуникативные навыки. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 5 Название раздела, тема всего Кол-во занятий теория практика Формы аттестации/контроля Подготовительные упражнения. Звук С Постановка звука С. 2 (1,0) 1 (0,30) 1 (0,30) 3 (1,30) 0 3 (1,30) Звук С Автоматизации звука С. 3 (1,30) 0 3 (1,30) 3 (1,30) 0 3 (1,30) произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове 4 (2,0) 0 4 (2,0) произношение Звуки З, Ц, С’,З’ Постановка и автоматизация звуков З, Ц С’З’ Дифференциация звуков. Звуки Ш, Ж звука: 4 6 7 8 9 10 11. Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж. Звуки Ч, Щ Постановка и автоматизация звуков Ч, Щ. Звуки Л, Л’ Постановка и автоматизация звуков Л и Л’. Звуки Р и Р’ Постановка и автоматизация звуков Р и Р’. Звуки Р и Р’ Автоматизация звуков Р и Р’. Дифференциация звуков. Звуки Р и Р’ Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи. Итоговое мероприятие Итого 4 (2,0) 0 4 (2,0) 4 (2,0) 0 4 (2,0) 4 (2,0) 0 4 (2,0) 4 (2,0) 4 (2,0) 0 0 4 (2,0) 4 (2,0) 1 (0,30) 0 1(0,30) 18 1 17 раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове произношение звука: раздельно, в слоге, в слове Открытое мероприятие для родителей в очной (заочной) форме СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПРОГРАММЫ В работе по коррекции звукопроизношения выделяется четыре этапа — подготовительный этап к постановке звука, собственно постановка звука, при изолированном произношении, отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале, а также этап дифференциации звуков. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. I. Подготовительный этап Теория: рассказ об артикуляционном аппарате дошкольника (небо, язык, губы, зубы и др.) ознакомление с приемами артикуляционной гимнастики. Закрепление понятий «Звук», «Буква». Практика: подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно: -вызвать интерес к логопедическим занятиям; -развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; -формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика); -развитие мелкой моторики; -развитие физиологического и речевого дыхания. II. Этап постановки звука. Практика: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука. 5 1. Звук «С». Постановка звука С. Звуки «С»-«Сь». Работа над четкостью дикции. Работа над плавностью и напевностью речи. Игры: «Доскажи словечко», «Семейка слов». Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Змейка» Пальчиковая гимнастика Чистоговорки. 2. Звуки «З, Ц, С’, З’». Постановка звука Ц. Звуки «Ц»-«Ць», «З»-«Зь», «С»-«Сь». Пальчиковая гимнастика (картотека). Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Игры: «Какие бывают иголки?», «Сосчитай до 5 слова». Артикуляционная гимнастика «У Солнышка в гостях». Чистоговорка. 3. Звуки «Ш», «Ж». Артикуляционная гимнастика «Петух и краски» Пальчиковая гимнастика(крупа) Игры: «Прислушайся», ««Подскажи словечко» Чистоговорки. 4. Звуки «Ч, Щ». Работа над темпом и ритмом речи. Работа над речевым дыханием. Самомассаж пальцев рук. Артикуляционная гимнастика: «Истории про Веселый Язычок» Игры: ««Что бывает круглым?», «Скажи ласково». Чистоговорка. 5. Звук «Л, Ль». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Пальчиковая гимнастика: «Лошадка». Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Заборчик» Игры: «Один-много», «Скажи ласково». 6. Звук «Р, Рь». Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата. Формирование целенаправленной воздушной струи. Артикуляционная гимнастика: «Веселый Язычок» Игры: «Радуга», «Дикие звери». Чистоговорка. Возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей. III. Этап автоматизации (закрепления) звука. Практика: формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 1. Звук С. Сь. Автоматизации звука С. Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также в образовании притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Звук в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях. Звук в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными. Звук в предложении. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики, работа над силой выдоха, имитационные игры. 2. Звук З. Зь. Автоматизации звука З. Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука: - в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях; - в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными; - в предложении. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: игры на выработку вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха, имитационные игры. Работа с игровым материалом. 3. Звуки «Ш», «Ж». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука: - в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях; - в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными; 6 - в предложении. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха, имитационные игры. Работа с игровым материалом. Игра «Услышь своё имя». 4. Звуки «Ч, Щ». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука: - в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях; - в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными; - в предложении. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха, имитационные игры. Работа с игровым материалом. Отхлопать ритмическую структуру слова. 5. Звук «Л, Ль». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука: - в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях; - в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными; - в предложении. -в тексте. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха, имитационные игры. Работа с игровым материалом. Пословицы, поговорки, скороговорки. 6. Звук «Р, Рь». Автоматизации звука «Р, Рь». Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука: - в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях; - в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными; - в предложении. -в тексте. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: игры на выработку вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха, имитационные игры. Работа с игровым материалом. Пословицы, поговорки, скороговорки. IV. Этап дифференциации. Практика: работа над дифференциацией звуков с одновременным подключением не более пары звуков (если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно). 1. Звук [Ш] и буква Ш. Звуки [С] – [Ш]. Закрепление правильного произношения и выделение из слов звук [Ш]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, умений проводить анализ словесного состава предложений. Упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в образовании форм винительного падежа существительных, в образовании слов с уменьшительным значением. 2. Звук [Ж] и буква Ж. Звуки [Ж] – [З]. Закрепление правильного произношения и выделение из слов звук [Ж]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов. Различение звуков [Ж] – [З]. Упражнения в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через, между. 3. Звук [Ч] и буква Ч. Звуки [Ч] – [Т’] - [С’]. Закрепление правильного произношения звука. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование, подбор родственных слов. 4. Звук [Щ] и буква Щ. Звуки [Щ] – [С’] - [Ч] – [Т’] и практическое употребление в речи действительных причастий настоящего времени. Упражнение в 7 употреблении увеличительных суффиксов существительных. Различение звуков [Щ] – [С’][Ч] – [Т’]. 5. Звук [Р’]. Звуки [Р] – [Р’]. Звуки [Р] – [Л]. Закрепить правильное произношение и навык выделения из слов звука [Р’]. Упражнять в словообразовании отглагольных прилагательных и согласовании их с существительными, образовании приставочных глаголов. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: -правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях; -чёткая дифференциация всех изученных звуков; -воспроизводят слова сложного слогового состава; -развито фонематическое восприятие, навык звукового анализа; Метапредметные результаты: -умеет ставить цель и добиваться ее; -умеет контролировать свои действия, в зависимости от выбранной цели; -умеет вступать в диалог Личностные результаты: -развита память, внимание, воображение; -развита мелкая моторика рук. 8 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Программы: занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Мебель: -настенное зеркало (большое) -зеркало для индивидуальной работы (малое) -дополнительное освещение у зеркала -шкаф для пособий -письменный стол для работы учителя-логопеда -стул (взрослый) -детский стол -детский стул Оборудование и канцелярские принадлежности: -шпатели -песочные часы: 1-5 минут -массажный мячик «Су-джок» -влажные салфетки -бумага для офисной техники -ластик -простой карандаш -тетрадь 48 листов -цветные карандаши -ватные палочки -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 пачка -1 пачка -1 шт. -1 шт. -1 шт. -1 пачка -1 пачка Информационное обеспечение Программы: -ноутбук -1 шт. -выход в Интернет -детские развивающие сайты «Самоучки» (http:.samouchka.com.ua), «Логозаврик» (http://www.logozavr.ru/893/), «Болтунишка» (http://www.boltun-spb.ru/). Кадровое обеспечение Программы Занятия проводит учитель-логопед Захарчук Елена Григорьевна, Образование высшее ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А Шолохова» г. Москва. Специальность - логопедия. Квалификация-учитель-логопед. 2014 г. Педагог имеет I квалификационную категорию. Методические и дидактические материалы: 1. Методической основой для реализации данной программы является система коррекционной работы (Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Владос, 2011 г. Также для организации коррекционно-образовательной деятельности используются дидактические и методические материалы: -альбом «Артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева -картотека дыхательной гимнастики (авт.) -картотека пальчиковых игр (авт.) -картотека физкульт-минуток (авт.) -карточки, опорные схемы на группы звуков, профили звуков -тематические папки: «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Морские 9 обитатели, рыбы», «Времена года», «Профессии», «Инструменты», «Электроприборы», «Транспорт». -дидактические игры: «Логопедическое лото», «Узор из фонем», «Звуковая мозаика» «Делим слова на слоги», «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Шнуровки»; «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор». Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме», предметные картинки. 2.2. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Произношение звуков. В качестве диагностического материала используется Методика обследования детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б., альбом для обследования речи детей Иншаковой О. Н. (см. Речевую карту в приложении 1). В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты: -фонематическое восприятие -артикуляционная моторика -звукопроизношение (изолированно, в словах, предложениях -сформированность звуко-слоговой структуры -грамматический строй речи (словоизменение и словообразование) -словарный запас -фразовая и связная речь Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения. Речь детей оценивается в трехбалльной системе: Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла; Низкий уровень – 1 балл. Критерии: Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков 1-2 групп. Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания. Диагностика проводится в начале учебного года логопедом. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния звукопроизношения. 10 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года). 2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -литература, используемая при составлении программы 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Развитие диалогического общения. – М. «Мозаика-синтез», 2004 г. 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. М.: Владос, 2015 11 3. 4. 5. 6. 7. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Владос, 2011 г. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. СПбг: Сага-Форум. 2006 г. Краузе Е. Логопедия. СПб Корона 2000 г. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014 г. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей М.: Просвещение, 2009 г. -литература для обучающихся и родителей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Агранович З.Е. Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников. М. Просвещение, 2012 г. Буденная Т.В. Логопедическая игротека. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016 г. Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001 г. Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М., 2004 г.. Егорова О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 7 лет. М.: «Издательство ГНОМ», 2014 г. Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003 г. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика-синтез», 2005 г. Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С-Сь, З-Зь. Академия: М. 2012 г. 9. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2016 10. Цуканова С.П., Ветц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы 2009 г. 12 Приложение 1 Речевая карта № __ 1. Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________________________ 2. Дата рождения _____________возраст на момент обследования___________________________ 3. Домашний адрес ____________________________________________________________________ 4. Сведения о родителях: Мать _________________________________________________________________________________ Отец _________________________________________________________________________________ 5. Общее звучание речи ________________________________________________________________ темп __________________________ голос ______________________________________________ разборчивость __________________ дыхание ___________________________________________ 6. Обследование артикуляционного аппарата: Подвижность языка (верно ли находит разное положение) ________________________________ состояние подъязычной связки ________________________________________________________ губы, их подвижность _______________________________________________________________ 7. Состояние общей моторики (координация движения, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать)__________________________________________________________________ 8. Обследование понимания речи: выполнение инструкции _____________________________________________________________ понимание предлогов _______________________________________________________________ числа _____________ рода ________________ падежа ____________________________________ 9. Состояние словаря: * предметный словарь: Объяснение значения слов___________________________________________________________ холодильник ______________________________________________________________________ пылесос __________________________________________________________________________ Называние предмета и его частей: чайник носик стул спинка____________________________________________________________ крышка ножки_____________________________________________________________________ *словарь признаков: Подбор прилагательных к существительному: Лимон какой?______________________________________________________________________ Лиса какая?_______________________________________________________________________ Подбор антонимов: Широкий______________ Длинный____________________ Высокий_______________________ Сухой_________________ Холодный___________________ Прямой________________________ * глагольный словарь: Что делает? Повар________________ Учитель__________ Врач______________________ 10.Фонетическая сторона речи. Состояние звукопроизношения: Характер проявления: а) изолированные нарушения_________________________________________________________ б) нарушения в слогах ______________________________________________________________ в) нарушения в словах ______________________________________________________________ г) нарушения во фразах _____________________________________________________________ Свистящие ________________________________________________________________________ Шипящие _________________________________________________________________________ Сонорные _________________________________________________________________________ Дрожащие ________________________________________________________________________ примечание с с' з з' ц ш ж ч щ л л' р р' к к' г г' х другие а б в г 11. Фонематическое восприятие и фонематический слух: а) выделение звука (слога) из ряда звуков (слов) : хлопни, когда услышишь звук (слог); б) повторение слога на слух: ша – са_________ са-ша__________ та-да______________ кага__________ ка-га-ка________ та-та-та_________ па-ба______________ ба-ба-па_______ в) выделение первого звука в словах: Аня___________ дом ___________ кот_____________ Итог_______________________________________________________________________ 13