ДООП Речевичок п

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
«РЕЧЕВИЧОК»

ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок»
(далее - Программа) реализует содержание дополнительного образования социально –
гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими
рекомендациями:

1.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-Ф3;
2.
Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от
28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»;
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»;
14.

Устав МАДОУ № 23

Программа составлена на основе УМК программ: «Воспитание и обучение детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР
2

4-7 лет». Нищева Н.В., «Индивидуальная подготовительная работа по коррекции
звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Актуальность Программы. Исследования современной педагогической науки
подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей
дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются
значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе;
речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в
социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно
логопедическая помощь приводит к школьной дезадаптации, расстройствам в
эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной
депривации. Одним из важных актуальных аспектов Программы является то, что в
настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в
области логопедии. Самыми распространенными из речевых нарушений являются
нарушения звукопроизношения.
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей,
особенностей речевого дефекта детей 5-7 лет. На программу зачисляются дети с
нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР).
Программа ориентирована на учет интересов, потребностей, способностей и
инициатив воспитанников.
Отличительной особенностью Программы является активное использование
игровой деятельности для организации коррекционного процесса, создание условий для
максимальной индивидуализации коррекционно-педагогической поддержки обучающегося.
Адресат Программы – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Дети данного
возраста должны не только правильно произносить, но и хорошо различать фонемы (звуки) и
слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать
достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В
своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас.
Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений,
эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п.
Количество детей – 1 (индивидуальные занятия).
Режим занятий:
Адресат Программы. Программа составлена с учетом возрастных психологопедагогических возможностей детей 6-7 лет.
Режим занятий – продолжительность занятий – 1 академический час. Академический
час – 30 мин.
Общее количество занятий – 1 в неделю, 4 – в месяц.
Объем Программы – общее количество часов – 18 ч..
Срок освоения Программы - 1 учебный год.
Уровень освоения Программы: стартовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательного процесса – традиционная модель.
Форма обучения - очная. Формы организации деятельности детей на занятии индивидуальная.
Виды занятий – образовательные ситуации, различные виды детской деятельности
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
3

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. п.II. 2.7.), итоговые

мероприятия.
Формы подведения итогов реализации Программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: заполнение карты
развития обучающегося (см. приложение).
Формы предъявления образовательных результатов:

открытые занятия;

фотоотчеты;

статьи на сайте образовательного учреждения;

видео-отчеты;

отзывы родителей (законных представителей) обучающихся.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: обеспечение правильного произношения звуков родного языка
(преодоление недоразвития фонетико - фонематической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста).
Задачи Программы:
Образовательные:
- формировать навык правильного употребления звуков в различных формах и видах
речи;
-развивать слуховое внимание и фонематический слух.
Коррекционно-развивающие:
-развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
-развивать артикуляционный праксис;
-развивать физиологическое и фонационное дыхание;
-постановка дефектно произносимых звуков, их последующая дифференциация;
-автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах, скороговорках,
связной речи;
Воспитательные:
-воспитывать у детей активность, самостоятельность, собранность, социальнокоммуникативные навыки.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ

№
1
2
3
4

5

Название раздела, тема

всего

Кол-во занятий
теория
практика

Формы аттестации/контроля

Подготовительные упражнения.
Звук С
Постановка звука С.

2 (1,0)

1 (0,30)

1 (0,30)

3 (1,30)

0

3 (1,30)

Звук С
Автоматизации звука С.

3 (1,30)

0

3 (1,30)

3 (1,30)

0

3 (1,30)

произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове

4 (2,0)

0

4 (2,0)

произношение

Звуки З, Ц, С’,З’
Постановка и автоматизация
звуков З, Ц С’З’
Дифференциация звуков.
Звуки Ш, Ж

звука:
4

6

7

8

9

10

11.

Постановка и автоматизация
звуков Ш, Ж.
Звуки Ч, Щ
Постановка и автоматизация
звуков Ч, Щ.
Звуки Л, Л’
Постановка и автоматизация
звуков Л и Л’.
Звуки Р и Р’
Постановка и автоматизация
звуков Р и Р’.
Звуки Р и Р’
Автоматизация звуков Р и Р’.
Дифференциация звуков.
Звуки Р и Р’
Закрепление правильного
звукопроизношения в свободной
речи.
Итоговое мероприятие

Итого

4 (2,0)

0

4 (2,0)

4 (2,0)

0

4 (2,0)

4 (2,0)

0

4 (2,0)

4 (2,0)

4 (2,0)

0

0

4 (2,0)

4 (2,0)

1 (0,30)

0

1(0,30)

18

1

17

раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
произношение
звука:
раздельно, в слоге, в
слове
Открытое
мероприятие
для родителей в очной
(заочной) форме

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПРОГРАММЫ

В работе по коррекции звукопроизношения выделяется четыре этапа —
подготовительный этап к постановке звука, собственно постановка звука, при
изолированном произношении, отработка его в сочетании с другими звуками на
соответствующем речевом материале, а также этап дифференциации звуков. Приемы
постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но
и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии
нарушения.
Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут
видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
I.
Подготовительный этап
Теория: рассказ об артикуляционном аппарате дошкольника (небо, язык, губы, зубы и
др.) ознакомление с приемами артикуляционной гимнастики. Закрепление понятий «Звук»,
«Буква».
Практика: подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
-вызвать интерес к логопедическим занятиям;
-развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
-развитие мелкой моторики;
-развитие физиологического и речевого дыхания.
II.
Этап постановки звука.
Практика: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной
артикуляции звука.
5

1.
Звук «С».
Постановка звука С. Звуки «С»-«Сь». Работа над четкостью дикции. Работа над
плавностью и напевностью речи. Игры: «Доскажи словечко», «Семейка слов».
Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Змейка» Пальчиковая гимнастика Чистоговорки.
2. Звуки «З, Ц, С’, З’».
Постановка звука Ц. Звуки «Ц»-«Ць», «З»-«Зь», «С»-«Сь». Пальчиковая гимнастика
(картотека). Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. Игры: «Какие
бывают иголки?», «Сосчитай до 5 слова». Артикуляционная гимнастика «У Солнышка в
гостях». Чистоговорка.
3.
Звуки «Ш», «Ж». Артикуляционная гимнастика «Петух и краски»
Пальчиковая гимнастика(крупа) Игры: «Прислушайся», ««Подскажи словечко»
Чистоговорки.
4.
Звуки «Ч, Щ». Работа над темпом и ритмом речи. Работа над речевым
дыханием. Самомассаж пальцев рук. Артикуляционная гимнастика: «Истории про Веселый
Язычок» Игры: ««Что бывает круглым?», «Скажи ласково». Чистоговорка.
5.
Звук «Л, Ль». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого
дыхания. Развитие силы голоса. Пальчиковая гимнастика: «Лошадка». Артикуляционная
гимнастика: «Вкусное варенье», «Заборчик» Игры: «Один-много», «Скажи ласково».
6.
Звук «Р, Рь». Формирование точных движений органов артикуляционного
аппарата. Формирование целенаправленной воздушной струи. Артикуляционная
гимнастика: «Веселый Язычок» Игры: «Радуга», «Дикие звери». Чистоговорка.
Возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными
особенностями отдельных детей.
III.
Этап автоматизации (закрепления) звука.
Практика: формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
1.
Звук С. Сь. Автоматизации звука С. Учить правильно произносить и выделять
из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука в слове. Упражнять в
образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а
также в образовании притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Звук в слоге:
открытом, закрытом, в звукосочетаниях. Звук в слове: в начале, в середине, в конце, в
сочетаниях с гласными. Звук в предложении.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики, работа над силой выдоха,
имитационные игры.
2.
Звук З. Зь. Автоматизации звука З. Учить правильно произносить и выделять
из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука:
- в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях;
- в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными;
- в предложении.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: игры на выработку
вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха, имитационные игры.
Работа с игровым материалом.
3. Звуки «Ш», «Ж». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и
выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука:
- в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях;
- в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными;
6

- в предложении.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха,
имитационные игры. Работа с игровым материалом. Игра «Услышь своё имя».
4. Звуки «Ч, Щ». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и
выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука:
- в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях;
- в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными;
- в предложении.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха,
имитационные игры. Работа с игровым материалом. Отхлопать ритмическую структуру
слова.
5. Звук «Л, Ль». Автоматизации звука «Ш», «Ж». Учить правильно произносить и
выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука:
- в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях;
- в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными;
- в предложении.
-в тексте.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: работа над силой выдоха,
имитационные игры. Работа с игровым материалом. Пословицы, поговорки, скороговорки.
6.
Звук «Р, Рь». Автоматизации звука «Р, Рь». Учить правильно произносить и
выделять из слов мягкие согласные звуки, определять позицию звука:
- в слоге: открытом, закрытом, в звукосочетаниях;
- в слове: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными;
- в предложении.
-в тексте.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: игры на выработку
вибраторных движений кончика языка, работа над силой выдоха, имитационные игры.
Работа с игровым материалом. Пословицы, поговорки, скороговорки.
IV. Этап дифференциации.
Практика: работа над дифференциацией звуков с одновременным подключением не
более пары звуков (если для работы необходимо большее количество звуков одной
артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно).
1.
Звук [Ш] и буква Ш. Звуки [С] – [Ш]. Закрепление правильного
произношения и выделение из слов звук [Ш]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и
синтеза слов, умений проводить анализ словесного состава предложений. Упражнять в
словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в образовании
форм винительного падежа существительных, в образовании слов с уменьшительным
значением.
2.
Звук [Ж] и буква Ж. Звуки [Ж] – [З]. Закрепление правильного произношения
и выделение из слов звук [Ж]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Различение звуков [Ж] – [З]. Упражнения в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через,
между.
3.
Звук [Ч] и буква Ч. Звуки [Ч] – [Т’] - [С’]. Закрепление правильного
произношения звука. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Закрепление
употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование, подбор родственных
слов.
4.
Звук [Щ] и буква Щ. Звуки [Щ] – [С’] - [Ч] – [Т’] и практическое
употребление в речи действительных причастий настоящего времени. Упражнение в
7

употреблении увеличительных суффиксов существительных. Различение звуков [Щ] – [С’][Ч] – [Т’].
5.
Звук [Р’]. Звуки [Р] – [Р’]. Звуки [Р] – [Л]. Закрепить правильное
произношение и навык выделения из слов звука [Р’]. Упражнять в словообразовании
отглагольных прилагательных и согласовании их с существительными, образовании
приставочных глаголов.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:
-правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
-чёткая дифференциация всех изученных звуков;
-воспроизводят слова сложного слогового состава;
-развито фонематическое восприятие, навык звукового анализа;
Метапредметные результаты:
-умеет ставить цель и добиваться ее;
-умеет контролировать свои действия, в зависимости от выбранной цели;
-умеет вступать в диалог
Личностные результаты:
-развита память, внимание, воображение;
-развита мелкая моторика рук.

8

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение Программы:
занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда.
Мебель:
-настенное зеркало (большое)
-зеркало для индивидуальной работы (малое)
-дополнительное освещение у зеркала
-шкаф для пособий
-письменный стол для работы учителя-логопеда
-стул (взрослый)
-детский стол
-детский стул
Оборудование и канцелярские принадлежности:
-шпатели
-песочные часы: 1-5 минут
-массажный мячик «Су-джок»
-влажные салфетки
-бумага для офисной техники
-ластик
-простой карандаш
-тетрадь 48 листов
-цветные карандаши
-ватные палочки

-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 пачка
-1 пачка
-1 шт.
-1 шт.
-1 шт.
-1 пачка
-1 пачка

Информационное обеспечение Программы:
-ноутбук
-1 шт.
-выход в Интернет
-детские развивающие сайты «Самоучки» (http:.samouchka.com.ua), «Логозаврик»
(http://www.logozavr.ru/893/), «Болтунишка» (http://www.boltun-spb.ru/).
Кадровое обеспечение Программы
Занятия проводит учитель-логопед Захарчук Елена Григорьевна, Образование высшее ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А
Шолохова» г. Москва. Специальность - логопедия. Квалификация-учитель-логопед. 2014 г.
Педагог имеет I квалификационную категорию.
Методические и дидактические материалы:
1.
Методической основой для реализации данной программы является система
коррекционной работы (Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения. М.: Владос, 2011 г.
Также для организации коррекционно-образовательной деятельности используются
дидактические и методические материалы:
-альбом «Артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева
-картотека дыхательной гимнастики (авт.)
-картотека пальчиковых игр (авт.)
-картотека физкульт-минуток (авт.)
-карточки, опорные схемы на группы звуков, профили звуков
-тематические папки: «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Морские
9

обитатели, рыбы», «Времена года», «Профессии», «Инструменты», «Электроприборы»,
«Транспорт».
-дидактические игры: «Логопедическое лото», «Узор из фонем», «Звуковая мозаика»
«Делим слова на слоги», «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии
картинок», «Мозаика», «Шнуровки»; «Разрезные картинки», «Четвертый лишний»,
«Подбери узор».
Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме»,
предметные картинки.
2.2.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Произношение звуков. В качестве диагностического материала используется
Методика обследования детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б., альбом для
обследования речи детей Иншаковой О. Н. (см. Речевую карту в приложении 1).
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
-фонематическое восприятие
-артикуляционная моторика
-звукопроизношение (изолированно, в словах, предложениях
-сформированность звуко-слоговой структуры
-грамматический строй речи (словоизменение и словообразование)
-словарный запас
-фразовая и связная речь
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в
разных позициях.
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и
отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту,
где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при
замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе:
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая
регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и
дифференциация звуков 1-2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их
дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.
Диагностика проводится в начале учебного года логопедом.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния звукопроизношения.

10

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 года № 196».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
-литература, используемая при составлении программы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Развитие диалогического общения. –
М. «Мозаика-синтез», 2004 г.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. М.: Владос, 2015
11

3.
4.
5.
6.
7.

Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. М.: Владос, 2011 г.
Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Логопедическая диагностика и коррекция нарушений
речи у детей. Сборник методических рекомендаций. СПбг: Сага-Форум. 2006 г.
Краузе Е. Логопедия. СПб Корона 2000 г.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей М.: Просвещение, 2009 г.

-литература для обучающихся и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Агранович З.Е. Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической
стороны речи у дошкольников. М. Просвещение, 2012 г.
Буденная Т.В. Логопедическая игротека. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО
ПРЕСС, 2016 г.
Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001 г.
Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М., 2004 г..

Егорова О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков
у детей 5 7 лет. М.: «Издательство ГНОМ», 2014 г.
Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003 г.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика-синтез», 2005 г.

Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С-Сь, З-Зь.
Академия: М. 2012 г.
9. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2016
10. Цуканова С.П., Ветц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной
работы 2009 г.

12

Приложение 1
Речевая карта № __
1. Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________________________
2. Дата рождения _____________возраст на момент обследования___________________________
3. Домашний адрес ____________________________________________________________________
4. Сведения о родителях:
Мать _________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________
5. Общее звучание речи ________________________________________________________________
темп __________________________ голос ______________________________________________
разборчивость __________________ дыхание ___________________________________________
6. Обследование артикуляционного аппарата:
Подвижность языка (верно ли находит разное положение) ________________________________
состояние подъязычной связки ________________________________________________________
губы, их подвижность _______________________________________________________________
7. Состояние общей моторики (координация движения, состояние тонкой моторики, какой рукой
предпочитает работать)__________________________________________________________________
8. Обследование понимания речи:
выполнение инструкции _____________________________________________________________
понимание предлогов _______________________________________________________________
числа _____________ рода ________________ падежа ____________________________________
9. Состояние словаря:
* предметный словарь:
Объяснение значения слов___________________________________________________________
холодильник ______________________________________________________________________
пылесос __________________________________________________________________________
Называние предмета и его частей:
чайник носик стул спинка____________________________________________________________
крышка ножки_____________________________________________________________________
*словарь признаков:
Подбор прилагательных к существительному:
Лимон какой?______________________________________________________________________
Лиса какая?_______________________________________________________________________
Подбор антонимов:
Широкий______________ Длинный____________________ Высокий_______________________
Сухой_________________ Холодный___________________ Прямой________________________
* глагольный словарь:
Что делает?
Повар________________ Учитель__________ Врач______________________
10.Фонетическая сторона речи. Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения_________________________________________________________
б) нарушения в слогах ______________________________________________________________
в) нарушения в словах ______________________________________________________________
г) нарушения во фразах _____________________________________________________________
Свистящие ________________________________________________________________________
Шипящие _________________________________________________________________________
Сонорные _________________________________________________________________________
Дрожащие ________________________________________________________________________
примечание с с' з з' ц ш ж ч щ л л' р р' к к' г г' х другие а б в г
11. Фонематическое восприятие и фонематический слух:
а) выделение звука (слога) из ряда звуков (слов) : хлопни, когда услышишь звук (слог);
б) повторение слога на слух: ша – са_________ са-ша__________ та-да______________ кага__________ ка-га-ка________ та-та-та_________ па-ба______________ ба-ба-па_______
в) выделение первого звука в словах: Аня___________ дом ___________ кот_____________

Итог_______________________________________________________________________

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».