1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 23 комбинированного вида (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО). 1.2. Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, принципы, показатели, критерии, способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в МАДОУ № 23, а также хранения информации об этих результатах. 1.3. Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОО и родителей (законных представителей) детей. 1.4. Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 23 (далее – ООП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО. 1.5. Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в МАДОУ № 23. 1.6. В условиях МАДОУ № 23 оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 1.7. Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО). 1.8. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. 1.9. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей. 1.10. Настоящее Положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются, принимаются педагогическим советом, и утверждаются приказом заведующего МАДОУ № 23. 1.11. Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи оценки индивидуального развития детей 2.1. Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО в ДОО. 2.2. Оценка индивидуального развития детей может быть представлена в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Психологическая диагностика (выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагогипсихологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 2.3. Педагогическая диагностика проводится воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем – логопедом, учителем – дефектологом. Педагогическая диагностика осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МАДОУ № 23 (исключая время, отведенное на сон). Педагогическая диагностика осуществляется через наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп не менее 2 раз в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, апрель), если иное не предусмотрено. 2.4. Результаты педагогической диагностики заносятся в сводные карты развития детей, ориентированных на представление информации об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней (форма карты определяется ОУ самостоятельно), а так же в индивидуальные карты развития детей, в которых отражается индивидуальная динамика и перспективы каждого ребенка. В ходе проведения педагогической диагностики развитие детей оценивается по соответствующим показателям во всех пяти образовательных областях и фиксируются в картах учёта. Педагогическая диагностика учителя – логопеда проводится в группах компенсирующей направленности в начале, середине, конце учебного года (сентябре, январе, апреле). По результатам обследования составляется логопедическое заключение на каждого ребенка, даются рекомендации педагогам и родителям по дальнейшей коррекционно-развивающей работе и создании условий для развития речи ребёнка, вносятся изменения в индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. В ходе диагностики заполняется индивидуальная речевая карта на каждого ребёнка. Педагогическая диагностика учителя - дефектолога проводится в группах компенсирующей направленности в начале, в середине и в конце учебного года (сентябрь, январь, апрель). По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется карта дефектологического обследования детей с задержкой психического развития, составляется педагогическая характеристика развития каждого ребенка, даются рекомендации педагогам и родителям по дальнейшей коррекционно-развивающей работе и создании условий для развития ребёнка, вносятся изменения в индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. 2.5. Психологическая диагностика индивидуального развития детей проводится по мере необходимости педагогом-психологом. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей). Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Основная цель психологической диагностики – выявление уровня актуального развития ребенка При проведении психологической диагностики, полученные результаты фиксируются в карте обследования, заполнение которой происходит непосредственно в процессе данного вида деятельности. Все полученные результаты имеют статус конфиденциальности. 2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей: -принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования; -принцип объективности, означающий стремление к максимальной непредвзятости в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений; -принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка; -принцип компетентности, который означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести вред ребенку. 3. Организация проведения оценки индивидуального развития 3.1. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года. 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности. 3.2. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО. 3.3. В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям во всех пяти образовательных областях (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в картах развития ребенка по каждой образовательной области. Ведение карт развития ребенка осуществляется воспитателями и специалистами на бумажном носителе. 3.4. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме сводной таблицы на бумажном носителе. 3.5. Содержание индивидуальной работы с ребенком по результатам проведенной педагогической диагностики отражается в индивидуальной карте развития ребенка на бумажном носителе. 4. Права участников образовательных отношений 4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей МАДОУ № 23 в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности. 5. Обязанности участников образовательных отношений 5.1. Педагогические работники обязаны: - проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года), если иное не предусмотрено; - вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ООП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года на бумажном носителе; - обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве на протяжении всего периода пребывания воспитанника в МАДОУ № 23; - обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в МАДОУ № 23, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка; - ежегодно предоставлять старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ООП ДО МАДОУ № 23 в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет. 5.2. Старший воспитатель МАДОУ № 23 обязан: - обеспечивать наличие бланков для внесения данных оценки индивидуального развития детей во всех возрастных группах; - проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ООП ДО на итоговый Педагогический совет; - осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации. 6. Ответственность 6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет старший воспитатель МАДОУ № 23. 6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка. 7. Делопроизводство 7.1. Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО. 7.2. Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у старшего воспитателя не менее 5 лет.