ДООП Путешествие в лесую школу

1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ ШКОЛУ»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в
лесную школу» (далее - Программа) реализует содержание дополнительного образования
социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими
рекомендациями:

1.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-Ф3;
2.
Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от
28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»;
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»;
14.

Устав МАДОУ № 23

Программа составлена на основе:
- «Приключения будущих первоклассников» Цветик-семицветик. Программа
психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ Н.Ю. Куражева, Н.В. Варава,
А.С. Тузаева; Москва: Речь, 2020.

- «Умные игры в добрых сказках» - парциальная программа Макушкиной С.В., под
редакцией Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры
Воскобовича», 2019.
Актуальность Программы. Современные дети отличаются от своих сверстников 20
века настолько, что некоторые возрастные нормы, а также приемы и технологии работы
требуют пересмотра и адаптации к меняющемуся современному миру. Дети помещены в
мощное информационное поле. Многие из них уже живут в мире гаджетов, поэтому так
важно сохранение психологического здоровья дошкольников, которое является одной из
важных задач детского сада, важно уделять внимание эмоциональному благополучию
ребенка. Ее решение предполагает создание особым образом организованной предметноразвивающей среды. В этом плане большой интерес представляет развивающая технология
В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая используется в тесной
взаимосвязи с современными образовательными технологиями.
Отличительные особенности.
Успешно решать задачи по подготовке к школе поможет сказкотерапия и технология
В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Содержание используемых игр
постепенно усложняется, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной
трудности; каждая игра направлена на получение конкретного результата, который ребенок
может достичь и гордиться им в конце игры.
У детей развиваются познавательные процессы: внимание, мышление, память,
воображение, восприятие и речь, в игровой форме развивается эмоциональная,
коммуникативная, познавательная сферы, нравственные качества детей.
Программа ориентирована на учет интересов, потребностей, способностей и
инициатив воспитанников.
Адресат Программы. Программа составлена с учетом возрастных психологопедагогических возможностей детей 6-7 лет. Группы формируются из 10 человек (1-2
группы).
Режим занятий – продолжительность занятий – 1 академический час.
Академический час – 30 мин.
Общее количество занятий – 1 в неделю, 4 – в месяц.
Объем Программы – общее количество учебных часов – 18 ч..
Срок освоения Программы - 1 учебный год.
Уровень освоения Программы: стартовый.
Форма обучения
Форма обучения очная. Форма организации деятельности детей на занятии:
фронтальная.
Формы подведения результатов реализации Программы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, игровые
упражнения, практическая деятельность.
Формы предъявления образовательных результатов:

открытые занятия;

фото-отчеты;

статьи на сайте образовательного учреждения; официальной страничке
ВКонтакте;

видео-отчеты;

отзывы родителей (законных представителей) обучающихся.

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: психологическое сопровождение развития ребенка при
подготовке к школе. Гармоничное развитие эмоционально-личностной и интеллектуальной
сфер у детей.
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить воспитанников с развивающими играми В.В.Воскобовича и внедрить их
в повседневную жизнь детей.
-приобщить детей к духовно-нравственным ценностям общества через знакомство со
сказкой путем интеграции развивающих игр.
Развивающие:
-развивать мотивационную сферу ребенка. Помогать детям выделять наиболее
значимые мотивы и цели.
-развивать у детей произвольность психических процессов.
-способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней
позиции ученика.
-развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию
образов.
Воспитательные:
-способствовать формированию целостной картины мира у ребенка.
-воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
- учить взаимодействовать парами, группой, коллективно;
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых
общим делом.
-формировать этические представления
Технические:
- развивать координацию рук; зрительно-моторную координацию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ

№

Название раздела, тема

Диагностика психологической
готовности к школе
Сказки для школьной адаптиции
2. Создание
лесной
школы.
Знакомство с играми «Чудокрестики» Воскобовича.
3. Смешные
страхи.
Игры
«Чудо-крестики»
и
«Прозрачный
квадрат»
Воскобовича.
4. Игры в школе.
1.

5.

всего

Кол-во занятий
теория практика

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Школьные правила.

Формы аттестации/контроля

Задания педагога

Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
наблюдение

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Беседа, выполнение заданий с
6. Собирание портфеля.
помощью игр Воскобовича,
1
0,5
0,5
7.

Белочкин сон.

1

0,5

0,5

Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с

8.

Госпожа аккуратность.
1

0,5

0,5

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
9. Домашнее задание.
1
0,5

0,5

10.
11.

Школьные оценки.
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

18

8

10

Ленивец.

Сказки о школьных конфликтах
12. Ябеда.
13.

14.

15.

16.

17.

Спорщик

Обида

Хвосты (межгрупповые
конфликты)
Грубые слова

Итоговая диагностика

18. До свидания, Лесная школа!
Итого

помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина, наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина,
наблюдение
Беседа, выполнение заданий с
помощью игр Воскобовича,
Никитина,
наблюдение

Выполнение
педагога

заданий

Итоговое мероприятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПРОГРАММЫ

Содержание учебного (тематического) плана данной программы не является
статичным по своему характеру. Темы занятий могут меняться в зависимости от
возможностей и подготовленности детей.
1.
Диагностика психологической готовности к школе. Дети выполняют
задания педагога.
2.
Создание лесной школы. Знакомство с играми «Чудо-крестики».
Воскобовича.
Теория: Создать условия для успешной адаптации детей, эмоционально
благоприятный климат в группе. Познакомить со сказкой «Создание Лесной школы».
Практика: Работать над сплочением группы, развивать навыки вербального и
невербального общения. Знакомство с «Чудо -крестиками 1,2,3», выкладывание сказочного
персонажа.
3.
Смешные страхи. Игры «Чудо-крестики» и «Прозрачный квадрат»
Воскобовича.

Теория: Создать условия для успешной адаптации детей, эмоционально
благоприятный климат в группе. Познакомить со сказкой «Смешные страхи».
Практика: Работать над сплочением группы, развивать коммуникативные навыки.
Обучать различению эмоции страха. Развивать познавательную сферу. Выкладывание
сказочных персонажей из «Чудо-крестиков» и «Прозрачного квадрата» при прочтении
сказки.
4.
Игры в школе.
Теория: Создать условия для успешной адаптации детей, эмоционально
благоприятный климат в группе. Познакомить со сказкой «Игры в школе». Беседа.
Практика: Формировать чувство принадлежности к группе, развивать
коммуникативные навыки. Развивать познавательную сферу. Выкладывание сказочных
персонажей из игр Воскобовича при прочтении сказки.
5.
Школьные правила.
Теория: Создать условия для успешной адаптации детей, эмоционально
благоприятный климат в группе. Познакомить со сказкой «Школьные правила». Беседа.
Практика: Развивать навыки культурного общения, познакомить с правилами
поведения на занятиях, развивать коммуникативные навыки. Развивать произвольность
психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича при
прочтении сказки.
6.
Собирание портфеля.
Теория: Формировать бережное отношение к атрибутам школьной образовательной
среды. Познакомить со сказкой «Собирание портфеля». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки правильного обращения со школьными
принадлежностями, развивать коммуникативную, познавательную сферу. Развивать
произвольность психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр
Воскобовича, Никитина при прочтении сказки.
7.
Белочкин сон.
Теория: Формировать бережное отношение к атрибутам школьной образовательной
среды. Познакомить со сказкой «Белочкин сон». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки правильного обращения со школьными
принадлежностями, развивать коммуникативную, познавательную сферу. Обучать
различению эмоции удивления: по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
Развивать произвольность психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей
из игр Воскобовича, Никитина при прочтении сказки.
8.
Госпожа аккуратность.
Теория: Формировать бережное отношение к атрибутам школьной образовательной
среды. Познакомить со сказкой «Госпожа аккуратность». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки правильного обращения со школьными
принадлежностями, развивать коммуникативную, познавательную сферу. Развивать
произвольность психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр
Воскобовича, Никитина при прочтении сказки.
9.
Домашнее задание.
Теория: Формировать правильное отношение детей к урокам. Познакомить со
сказкой «Домашнее задание». Беседа.
Практика: Воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности.
Развивать коммуникативную, познавательную сферу. Развивать произвольность
психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича,
Никитина при прочтении сказки.
10.
Школьные оценки.
Теория: Формировать правильное отношение детей к урокам, знаниям, оценкам.
Познакомить со сказкой «Школьные оценки». Беседа.
Практика: Воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности.
Развивать коммуникативную, познавательную сферу. Развивать произвольность
психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича,
Никитина при прочтении сказки.

11.
Ленивец.
Теория: Формировать правильное отношение детей к урокам. Познакомить со
сказкой «Школьные оценки». Беседа.
Практика: Познакомить детей с чертами характера: лень-трудолюбие. Развивать
эмоциональную, коммуникативную, познавательную сферу. Развивать произвольность
психических процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича,
Никитина при прочтении сказки.
12.
Ябеда.
Теория: Формировать представление о школьных конфликтах и путях их
разрешения. Познакомить со сказкой «Ябеда». Беседа.
Практика: Познакомить детей со способами разрешения конфликтных ситуаций.
Развивать эмпатию. Обучать различению чувства брезгливости. Развивать эмоциональную,
познавательную сферу. Развивать произвольность психических процессов. Выкладывание
сказочных персонажей из игр Воскобовича, Никитина при прочтении сказки.
13.
Спорщик.
Теория: Формировать представление о школьных конфликтах и путях их
разрешения. Познакомить со сказкой «Спорщик». Беседа.
Практика:Воспитывать навыки культурного и вежливого общения. Развивать
эмоциональную, познавательную сферу. Развивать произвольность психических процессов.
Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича, Никитина при прочтении
сказки.
14.
Обида.
Теория: Формировать представление о нравственных нормах отношений с
окружающими. Познакомить со сказкой «Задача для Лисенка». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки культурного и вежливого общения. Познакомить
детей с обидчивостью как чертой характера. Развивать эмоциональную,
коммуникативную, познавательную сферу. Развивать произвольность психических
процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича, Никитина при
прочтении сказки.
15.
Хвосты (межгрупповые конфликты)
Теория: Формировать представление о школьных конфликтах и путях их
разрешения. Познакомить со сказкой «Хвосты». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки культурного и вежливого общения. Развивать
эмоциональную, познавательную сферу. Развивать произвольность психических
процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича, Никитина при
прочтении сказки.
16.
Грубые слова.
Теория: Формировать представление о нравственных нормах отношений с
окружающими. Познакомить со сказкой «Грубые слова». Беседа.
Практика: Воспитывать навыки культурного и вежливого общения.Развивать
навыки
вербального
и
невербального общения.
Развивать
эмоциональную,
коммуникативную, познавательную сферу. Развивать произвольность психических
процессов. Выкладывание сказочных персонажей из игр Воскобовича, Никитина при
прочтении сказки.
17.
Итоговая диагностика.
Теория: Создать эмоционально благоприятный климат в группе.
Практика: Определить уровень развития познавательной, коммуникативной и
эмоциональной сферы на конец года.
18.
До свидания, Лесная школа!
Теория: Создавать эмоционально благоприятный климат в группе. Формировать
позитивное эмоциональное отношение к содержанию занятия.
Практика: Привлекать внимание детей. Развивать пантомимическую и речевую
выразительность. Обучать техникам выразительных движений. Развивать умение
действовать в соответствии с социальной ролью. Выполнять задания из игр Воскобовича,
Никитина. Обобщать пройденный материал.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
-умеет выкладывать из развивающих игр Воскобовича персонажей по образцу, по
силуэту, придумывать сам.
-эмоционально откликается на художественные произведения.
-развить диалогическая речь: задает вопросы и отвечает, умеет оформить
монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно.
-ориентируется на листе (верх, низ, середиа, справа от середины, слева о середины;
сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях; в правом нижнем углу, в
левом верхнем углу и т.д.)
Метапредметные результаты:
-умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Личностные результаты:
-сформирована психологическая готовность к школе, мотивационная готовность к
школе; «позиция школьника»
-сформированы умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством
педагога и самостоятельно.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение Программы:
занятия проводятся в отдельном кабинете.
Мебель:
-шкаф для пособий
-стул (взрослый)
-детский стол
-детский стул
Оборудование:
Игры Воскобовича:
«Чудо-крестики1»
«Чудо-крестики2»
«Чудо-крестики3»
«Чудо-соты 1»
«Прозрачный квадрат»
«Квадрат Воскобовича двухцветный»-10шт.
«Сложи узор» Никитина
«Кубики для всех» Никитина
Информационное обеспечение Программы:
Мультимедийная установка (экран, проектор, ноутбук)
-музыкальные колонки

-1 шт.
-1 шт.
-5 шт.
-10 шт.

-10 шт.
-10 шт.
-10 шт.
-10 шт.
-10 шт.
-10 шт.
-10 шт.

-1 шт.
-2 шт.

Кадровое обеспечение Программы:
Носова Светлана Анатольевна, педагог-психолог.
Методические материалы:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый,
проблемный, исследовательский, игровой.
-иллюстрации сказок, сказочных персонажей;
-схемы-задания для выкладывания сказочных героев
- аудиозаписи, мультимедийные презентации.
В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 кабинет (группа) для занятий
ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, и в конце дня. Сквозное
проветривание помещений в присутствии детей не допускается.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
посещаемости, наблюдение, беседа, диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 открытые занятия, викторины,
 фотоотчеты,
 отзывы родителей, законных представителей обучающихся.

журнал

Оценочные материалы
Для проверки эффективности реализации программы используются диагностические
материалы комплексной методики «School» Е.С. Бахуриной:
-методика «Бусы» (по А.Л. Венгеру),
-методика «Зеркало»
-«Хороший, плохой ребенок и Я»
-проективная проба «Волшебная палочка» -является вспомогательным средством для
определения возможных эмоциональных проблем ребенка.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алябьева, Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: методическое пособие/ Е. А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. –
90 с.
2. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая программа,
диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: технологий, Учитель,
2015.
3. Васькова О., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 112 с.
4. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста/ авт.-сост. М.П.
Злобенко и др.- Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
5. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театральноигровой деятельности, планирование, занятия/ авт.-сост. Д.Г.Кайль. - Волгоград:
Методкнига. – 131 с.
6. Косина, Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику: пособие для педагогов
ДОУ/ Е. Косина.- Москва: Эксмо, 2004.- 64с.
7.

Куражева

Н.Ю.,

Тузаева

А.С.,

Козлова

И.А.

Приключения

будущих

первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.-СПб.; М.: Речь, 2020.
8. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа/ под ред.
Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры
Воскобовича», 2019. -224 с.
9. Минаева В.М., Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры/В.М. Минаева. -М.,
1999.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И.Чистякова. – М., 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».