ДООП Волшебные ладошки

1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНОЕ
ТЕСТО»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебное тесто»
(далее - Программа) реализует содержание дополнительного образования художественной
направленности.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми
документами:
-федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
-приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (редакция от 30.09.2020).
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
-письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
-уставом МАДОУ № 23 комбинированного вида.
Программа составлена на основе:
- «Цветные ладошки» - парциальная программа художественно-эстетического развития
детей 2-7 лет в изобразительной деятельности И. А. Лыкова М. «Цветной мир», 2017 г.;
- «Цвет творчества» - парциальная программа художественно-эстетического развития
дошкольников. От 2 до 7 лет. Дубровская Н.В. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г.
Актуальность Программы. Учёными доказано, что развитие логического мышления,
связной речи, внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений
пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения
письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, навыков ручной умелости, развитие которых
способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста:
развивается зрительное восприятие, память, образное мышление, формируется ручные умения
и навыки. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация,
подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда
математических представлений.
Отличительные особенности. Соленое тесто - очень популярный материал для лепки.
Поделки из теста - экологически чистые, долговечные, сделанные своими руками. Тесто –
материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него получаются

изящными, эстетичными. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду
творчества придумали современное название - тестопластика.
В программе предусмотрены занятия, на которых дети лепят сувениры для родных и
близких.
Адресат Программы. Программа составлена с учетом возрастных психологопедагогических возможностей детей 5-6 лет. Группы формируются из 12 человек.
Режим занятий – продолжительность занятий – 1 академический час. Академический
час – 25 мин.
Общее количество занятий – 1 в неделю, 4 – в месяц.
Объем Программы – общее количество учебных часов – 15 ч..
Срок освоения Программы - 1 учебный год.
Уровень освоения Программы: стартовый.
Форма обучения
Форма обучения очная. Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная.
Формы подведения результатов реализации Программы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, игровые
упражнения, практическая деятельность.
Формы предъявления образовательных результатов:
-открытые занятия;
-конкурсы ИЗО и ДПИ;

-фото-отчеты;
-статьи на сайте образовательного учреждения, официальной страничке ВКонтакте;
-видео-отчеты;
-отзывы родителей (законных представителей) обучающихся.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: развитие художественных и творческих способностей дошкольников,
посредством использования нетрадиционных материалов – соленое тесто.

Задачи программы:
Обучающие:
-обучить технологии изготовления (замешивания) солёного теста, соблюдая пропорции;
-учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного
ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
-научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми
для изготовления изделий из солёного теста (палочки, стеки, гребешок, скалка;
-формировать знания о композиции, основах цветоделения, технике рисунка гуашью.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, развивать речь, расширять словарный запас;
-расширять кругозор, развивать наблюдательность, образное и логическое мышление;
-развивать эстетический вкус, содействовать развитию творческого воображения,
фантазии.
Воспитательные:
- воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
- воспитывать навыки аккуратной работы;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- учить взаимодействовать парами, группой, коллективно;
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых
общим делом.
Технические:
- развивать координацию рук;
- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и
прощипыванием;
- использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный,
комбинированный; различные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание,
сглаживание, вдавливание, прижимание и т.д..
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ
Тематический блок

Количество часов

Теория

Формы аттестации/контроля

Практика

Всего

1. Вводное занятие.

2

2

4

2. Материалы и инструменты.

1

1

2

3. Способы лепки.

3

8

11

4. Лепка на плоскости. Особенности
сушки и раскрашивания.

2

3

5

5. Лепка объемных фигурок

-

3

3

6. Использование дополнительного
материала при изготовлении
изделий из соленого теста.

-

5

5

7. Выполнение коллективных работ.

-

4

4

8. Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов

9

27

36

умение
действовать
инструкции

по

умение
применить
в
действии
готовое
изделие:
приближенно (или четко
воспроизведенное)
по
заданному условию
готовое
изделие:
приближенно (или четко
воспроизведенное)
по
заданному условию
готовое
изделие:
приближенно (или четко
воспроизведенное)
по
заданному условию
готовое
изделие:
приближенно (или четко
воспроизведенное)
по
заданному условию
готовое
изделие:
приближенно (или четко
воспроизведенное)
по
заданному условию
Умение действовать по
инструкции.
Презентация
работ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПРОГРАММЫ

Содержание учебного (тематического) плана данной программы не является статичным по
своему характеру. Темы занятий могут меняться в зависимости от возможностей и
подготовленности детей.
1.
Вводные занятия "Вот так тесто!" (знакомство с тестом).
Теория: познакомить детей с солёным тестом, как художественным материалом, его
рецептом, свойствами. Показать, как замешивается тесто, изучить его ингредиенты (соль,

мука, вода). Сравнить пластилин и солёное тесто между собой, учить делать простые
выводы.
2.
"Вот так тесто!"- (раскатывание теста).
Теория: продолжать знакомить детей с солёным тестом, как художественным
материалом, его рецептом, свойствами. Экспериментальное узнавание и «открытие»
пластичности как основного свойства теста.
Практика: познакомить детей со скалкой. Учить раскатывать готовое тесто скалкой.
Развивать мелкую моторику рук.
3.
«Чайный сервиз» - лепка посуды конструктивным способом.
Теория: познакомить детей с конструктивной техникой лепки (при этом способе лепки
образ создается из отдельных частей).
Практика. Учить лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит
чайную пару). Создание коллективной композиции. Формирование умений коллективной
работы. Развитие мелкой моторики рук – игра-массаж «Чаепитие».
4.
«Матрешки» - лепка игрушки скульптурным способом.
Теория: познакомить детей со скульптурной техникой лепки (при этом способе лепки образ
создается из цельного куска теста).
Практика. Учить лепить матрешку скульптурным способом – сдавливанием, широкими
мазками. Развитие мелкой моторики рук – игра-массаж «Дружные пальчики».
5.
“Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери”. Создание поделки
рельефным способом.
Теория: учить детей лепить рельефным способом (изготовленные этим способом,
представляют собой объемное лепное изображение на плоскости ). Воспитывать усидчивость,
упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность,
аккуратность; формировать желание сделать подарок своими руками; отрабатывать
умение работать с тестом.
6.
Создание коллективной объемной работы «Новогодняя ель».
Теория. Учить создавать коллективную объемную работу в сотворчестве с воспитателем:
раскатывание жгутиков из теста и прикрепление их к стволу. Украшение елочки бусинами
или др. материалом. Развитие мелкой моторики рук – раскатывание шарика «Су-джок»
между ладонями.
7.
"Валентинка". Изготовление символа сердца с использованием шаблона.
Учимся оформлять изделие, дополняем мелкими деталями (бисер, блестки). Развивать
фантазию, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, речь.
8.
Коллективная работа «Космическая станция». Продолжать создавать
коллективную объемную работу в сотворчестве с воспитателем: изготовление ракет,
спутников, кораблей свободным выбором изобразительно-выразительного средства.
Использование пищевых красителей для получения темных оттенков. Украшение станции
подручными материалом (палочками, проволокой, зубочистками и др.). Развитие мелкой
моторики рук – раскатывание шарика «Су-Джок» между ладонями.
9.
Итоговый, интегрированный праздник «У нас в гостях Мукосолька!» - создание
итоговой выставки работ детьми дошкольного возраста.
Практика:
1. Путешествие в круглую страну "Вот весёлый колобок". Учить лепить колобок скатывать комок теста между ладонями круговыми движениями в форму шара. Учить
действовать по инструкции. Освоение линии как средства художественной
выразительности.
2. Роспись "Колобка". Продолжать знакомить с гуашью, упражнять в способах работы с
ними. Учить раскрашивать поверхность изделия полностью, одним цветом. Воспитывать
аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
3. Печатание «Угощение для игрушек». Лепка угощения для игрушек круглой формы
(яблоко, конфета, пончик) и легкое сплющивание. Развитие чувства формы. Развитие

мелкой моторики рук – раскатывание природного материала (шишки, желуди) между
ладонями.
4. Раскрашивание сервиза. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
5. «Калачи из печи». Учить сравнить традиционные хлебобулочные изделия – калачи,
баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача.
Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику – стимуляция пальцев
рук «Су-джок» колечком. Воспитывать интерес к истории и традициям культуры.
6. Раскрашивание калачей. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
7. «Мухомор» - лепка грибка конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка,
«юбочка», полянка). Учить делать объемные крапины на шляпке, используя жгутик.
Развивать мелкую моторику – стимуляция пальцев рук «Су-джок» колечком.
8. Раскрашивание готовых работ. Развивать воображение, творчество. Совершенствовать
технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью,
смешивать краски.
9. "Снежинка". Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой.
Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с
помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор. Развивать мелкую
моторику рук – игра «Пальчики-ладошки».
10. Раскрашивание снежинки. Формировать самостоятельность при раскрашивании
изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета.
11. Роспись елочки. Учить работать с краской аккуратно, воспитывать художественный
вкус, композицию.
12. “Пряничные домики” – печатание по шаблонам. Учить детей работать со стекой при
изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию
в процессе украшения домика дополнительными деталями из теста. Развитие мелкой
моторики рук – упражнение «Цветные карандаши» - прокатывание карандашей между
ладонями.
13. Раскрашивание домиков. Воспитывать аккуратность при раскрашивании домика.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
14. Декоративная лепка «Филимоновские свистульки». Познакомить с филимоновской
игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить
лепить объемную фигуру птички. Формирование представления о ремесле игрушечных
дел мастеров. Развитие мелкой моторики рук – упражнение «Мастер, мастер, помоги!».
15. Раскрашивание свистульки. Воспитывать аккуратность при раскрашивании. Уточнить
представления о характерных элементах декора и цветосочетаниях.
16. Изготовление рамки для фото. Предложить детям сделать рамку для фото. Делаем
основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом
поиске новых решений в создании композиции. Развитие мелкой моторики рук –
упражнение «Ребро, ладонь, кулак».
17. Раскрашивание рамки. Воспитывать аккуратность при раскрашивании рамки. Развивать
у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
18. “Снеговик”. Продолжать учить конструктивному способу лепки объемных изделий.
Продолжать учить креплению деталей с помощью воды. Развитие мелкой моторики рук –
прокатывание камешек «Марблс» между ладонями.
19. Раскрашивание снеговика. Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия
из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
20. Раскрашивание красками валентинки. Воспитывать аккуратность при раскрашивании
готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах
работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
21. «Мимоза» (коллективная работа). Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать
мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и

отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную
работу, лепить всем вместе. Развитие мелкой моторики рук –прокатывание камешек
«Марблс» между ладонями.
22. Раскрашивание работы «Мимоза». Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую
фантазию детей в процессе работы.
23. Декоративная тарелочка "Цветочек". Продолжать знакомить детей с рельефной лепкой
- учить создавать простейшую форму – шар, а также видоизменять форму,
преобразовывая в иные формы (сплющивание), создавая при этом выразительный образ тарелочки. Учить украшать различными деталями – цветок, листок и др. Развивать
мелкую моторику рук – прокатывание между ладонями шарика «Су-Джок».
24. Раскрашивание красками декоративной тарелочки "Цветочек". Формировать
самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у
детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
25. Создание рельефных картин на космическую тематику «Звезды и кометы». Создание
рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. Самостоятельный поиск
средств и приемов изображения (скручивание, свивание жгутиков, наложение цветовых
слоев). Развивать мелкую моторику рук – упражнение «Комета».
26. Раскрашивание рельефных картин «Звезды и кометы». Развитие чувства цвета. Поиск
вариантов выбора средств выразительности.
27. Лепка объемной фигуры «Божья коровка». Продолжать учить лепить объемную фигуру,
используя скульптурный способ. Учить передавать характерные особенности строения
(усики, лапки, крылышки). Продолжать использовать стеку для прорисовывания деталей
(крылышки, точки). Продолжать развивать чувство формы. Развивать мелкую моторику
рук – игра-шнуровка «Божья коровка и листик».
28. Раскрашивание фигуры «Божья коровка». Продолжать освоение выразительных средств
– цвета. Продолжать учить раскрашивать двумя цветами, аккуратно,
29. Сюжетная лепка, коллективная работа «Муха-цокотуха». Создание сюжетной
пластической композиции по мотивам литературного произведения К. Чуковского «Мухацокотуха». Лепка насекомых в движении, с передачей характерных особенностей
строения (туловище, крылья, ножки) и окраски. Продолжать использовать пищевые
красители (свеклу, морковь, ягоды) для тонирования теста. Сочетание разных материалов
для изображения мелких деталей (фольга – для крыльев, проволока – для усиков, бисер –
для глаз и т.д.).
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
-умеет создавать различные композиции: предметные (яблоко, домик, насекомое);
сюжетные (грибок на полянке, тарелочка с украшением, веточка с цветами); декоративные
(филимоновская игрушка);
-умеет лепить разными способами (конструктивным, скульптурным, комбинированным,
рельефным);
-умеет пользоваться дополнительными материалами для создания художественного
образа;
-умеет работать в паре, группе.
Метапредметные результаты:
• умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Личностные результаты:
• сформирован интерес к виду деятельности - лепке;
• сформированы умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством
педагога и самостоятельно.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение Программы:
занятия проводятся в групповой комнате.
Мебель:
-шкаф для пособий
-стул (взрослый)
-детский стол
-детский стул
Оборудование и канцелярские принадлежности:
-массажный мячик «Су-джок»
-влажные салфетки (1 шт.)
-доска
-мука (1 кг.)
-соль (1 кг.)
-клей ПВА (0,5 гр.)
-скалка для раскатывания теста ровным слоем
- формочки для теста
- кисточка
-стаканчики для воды
-краски (гуашь) (8 цветов)
-акриловый лак (0.5 кг.)
-бумага цветная
-картон цветной
-природный материал (семена, травы, крупы и другие);
-бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки,
изготовления усиков, и другие).
Информационное обеспечение Программы:
-ноутбук
-1 шт.
-выход в Интернет

-1 шт.
-1 шт.
-6 шт.
-12 шт.
-12 шт.
-3 пачки
- 10-12 шт.
- 6 пачек
- 6 пачек
-2 банки
-12 шт.
-12 шт.
-12 шт.
-12 шт.
-2 коробки
-2 банки
-5 наборов
- 5 наборов
палочки, проволока для

Кадровое обеспечение Программы:
Якунина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования.
Методические материалы:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый,
проблемный, исследовательский, игровой.
-иллюстрации (ягод, грибов, животных, природы, цветов, насекомых и др.);
- аудиозаписи, мультимедийные презентации (авт): «Насекомые», «Животные», «Космос»,
«Растения», «Грибы»;

-картотека пальчиковых игр (авт.);
-картотека физкультминуток (авт.);
-предметные картинки: «Дома», «Снежинки», «Деревья»;
-книжная графика (иллюстрации) К. Чуковский «Чудо-дерево», «Елочка», «Путаница»;
С.Маршак «Цирк»; Савченко «Заюшкина избушка»;
-живопись: Куинджи А. «Зима» Левитан И., «Золотая осень», Шишкин И., «Утро в
сосновом бору»;
-народное и декоративно-прикладное искусство: дымковская, филимоновская,
богородская игрушка, матрешка, ложки расписные и другие предметы посуды;
В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 кабинет (группа) для занятий ежедневно
проветривается во время перерывов между занятиями, и в конце дня. Сквозное проветривание
помещений в присутствии детей не допускается.

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдение, беседа, диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 открытые занятия,
 фотоотчеты,
 отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей 4-5
лет:
Высокий уровень – в лепке ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные
образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и
содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративноприкладного искусства; дает эстетические оценки воспринимаемому в природе, искусстве и в
быту (красиво, некрасиво, грустно, весело).
Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным и декоративно-прикладным
искусством, выражает свое отношение вербально и доступными изобразительновыразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах
изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе
замысла; разработке сюжета, выборе дополнительных материалов. Часто следует образцу.
Охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором.
Обращается за помощью к взрослым и сверстникам.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной
деятельности. Вовлекается в лепку лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою
пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и
результату. Создает схематические изделия, мало напоминающие образец.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для педагога:
1.
Дубровская Н.В. «Цвет творчества» - парциальная программа художественноэстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019
2.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
3.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для
воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
4.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144с.
5.
Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
6.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и
скульптуры из природного материала; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
7.
Лыкова И.А. Грушина Л.В. Подарки из соленого теста. Тестопластика; - М.:
«КАРАПУЗ», 2005
8.
Лыкова И.А. Грушина Л.В. Зайки на грядке. Подарки из соленого теста; - М.:
«ЦВЕТНОЙ МИР», 2013
9.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б.
Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. (Золотая
библиотека увлечений).
Для родителей (законных представителей):
1.
2.
3.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми
дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Лыкова И.А. Лепим игрушки; Мастерилка; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2009.
Лыкова И.А. Грушина Л.В. Из соленого теста. Лепим с мамой. Мастерилка; - М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.

Для обучающихся:
1. Лыкова И.А. Грушина Л.В. Мукосольки. Подарки из соленого теста. Тестопластика; М.: «КАРАПУЗ», 2005
2. Лыкова И.А. Грушина Л.В. Сувениры. Альбом; - М.: «КАРАПУЗ», 2012
3. Лыкова И.А. Грушина Л.В. Мы за чаем не скучаем. Способы лепки из теста; - М.:
«КАРАПУЗ», 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».