1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДейка» 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (далее - Программа) реализует содержание дополнительного образования социально – гуманитарной направленности. Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав МАДОУ № 23 Программа составлена на основе УМК парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В., 2020, авторской программы «Обучение чтению» 2 Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская, с использованием книги для обучения чтению «Мой букварь» Н.В. Нищевой. Актуальность Программы. Речевое развитие играет важную роль в обучении дошкольников, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» (далее - Программа) построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и направлена на создание условий для речевого развития детей, общих учебных умений и навыков, умения читать по слогам. Программа предоставляет систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Программа ориентирована на учет интересов, потребностей, способностей и инициатив воспитанников. Адресат Программы. Программа составлена с учетом возрастных психологопедагогических возможностей детей 5-6 лет. Группы формируются из 10 человек (1-2 группы). Режим занятий – продолжительность занятий – 1 академический час. Академический час – 30 мин. Общее количество занятий – 1 в неделю, 4 – в месяц. Объем Программы – общее количество учебных часов – 18 ч.. Срок освоения Программы - 1 учебный год. Уровень освоения Программы: стартовый. Форма обучения Форма обучения очная. Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная. Формы подведения результатов реализации Программы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, игровые упражнения, практическая деятельность. Формы предъявления образовательных результатов: -открытые занятия; -фотоотчеты; -статьи на сайте образовательного учреждения, официальной страничке ВКонтакте; -видео-отчеты; -отзывы родителей (законных представителей) обучающихся. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 3 Цель Программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, подготовка их к слоговому чтению. Задачи Программы: Обучающие: познакомить с буквами и звуками русского алфавита; расширять словарный запас детей; учить читать по слогам. Развивающие: развивать фонематические процессы; развивать психические процессы: память, внимание, мышление; речь; развивать мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к чтению; содействовать воспитанию волевых качеств личности; совершенствовать коммуникативные навыки 1.3. № СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ Кол-во занятий Формы Название раздела, тема аттестации/контроля всего теория практика 2 Звуки речи. Буквы алфавита. Закрепление понятий. «Звук и буква «А» 3 «Звук и буква «О» 0,5 0,25 0,25 4 «Звук и буква «У» 0,5 0,25 0,25 5 «Звук и буква «И». 0,5 0,25 0,25 6 «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т» 0,5 0,25 0,25 7 «Звуки [П] и [П'], буква «П» 0,5 0,25 0,25 8 Звук [Н], [Н'] и буква «Н» 0,5 0,25 0,25 9 «Звуки [М] и [М'], буква «М» 0,5 0,25 0,25 10 «Звуки [К] и [К'], буква «К» 0,5 0,25 0,25 11. «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» 0,5 0,25 0,25 12. «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д» 0,5 0,25 0,25 13. «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» 0,5 0,25 0,25 1 1,5 0,5 1 0,5 0,25 0,25 Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, 4 14. «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф» 0,5 0,25 0,25 15. «Звуки [В] и [В'], буква «В» 0,5 0,25 0,25 16. «Звуки [Х] и [Х'], буква «X» 0,5 0,25 0,25 17. «Звук и буква «Ы» 0,5 0,25 0,25 18. «Звуки [С] и [С'], буква «С» 0,5 0,25 0,25 19. «Звуки [З] и [З'], буква «З» 0,5 0,25 0,25 20. «Звук [Ш], буква «Ш» 0,5 0,25 0,25 21. «Звук [Ж], буква «Ж» 0,5 0,25 0,25 22. «Звук и буква «Э». 0,5 0,25 0,25 23. «Звук [Й], буква «Й» 0,5 0,25 0,25 24. Буква «Е» 0,5 0,25 0,25 25. Буква «Ё». 0,5 0,25 0,25 26. Буква «Ю» 0,5 0,25 0,25 27. Буква «Я» 0,5 0,25 0,25 28. «Звук [Ц], буква «Ц» 0,5 0,25 0,25 29. «Звук [Ч], буква «Ч» 0,5 0,25 0,25 30. «Звук [Щ], буква «Щ» 0,5 0,25 0,25 31. Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» 0,5 0,25 0,25 32. «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» 0,5 0,25 0,25 33. Буквы «ъ», «ь» 0.5 0,25 0,25 0,5 - 0,5 18 9,5 8,5 Открытое мероприятие для родителей «Праздник БУКВАРЯ». Итого 34. наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Итоговое мероприятие Содержание учебного плана: 1. Звуки речи. Буквы алфавита. Теория. Понятия «слово», «звук», «буква», «гласный согласный». Практика. Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. 5 Определение количества слогов в словах. Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов. 2. «Звук и буква «А» Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве А. Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Место звука А в слове. Конструирование и печатание буквы А. 3. «Звук и буква «О» Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве О. Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука О. Место звука О в слове. Конструирование и печатание буквы О. 4. «Звук и буква «У». Теория. Актуализация знаний детей о звуке и букве У. Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука У. Место звука У в слове. Конструирование и печатание буквы У. 5. «Звук и буква «И». Теория. Обогащение и уточнение знаний о звуке и букве И. Практика. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука И. Место звука И в слове. Конструирование и печатание букв И. 6. Закрепление понятий «слово», «звук», «буква», «гласный-согласный». Практика. Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах. Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных звуков из слов. 7. «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Т и звуках Т Ть. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения обратных и прямых слогов с буквой Т, звукобуквенный анализ. Речевые игры. 8. «Звуки [П] и [П'], буква «П». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве П и звуках П Пь. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Чтение слов с буквой П. Речевые игры. 9. «Звук [Н], [Н'] и буква «Н». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Н и звуках Н Нь. Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение слогов с буквой Н. Речевые игры. 10. «Звуки [М] и [М'], буква «М». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Понятие мягкий-твердый, звонкий-глухой, слоги, слова. Практика. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Определение твердости-мягкости звуков. Деление слов на слоги. Чтение слогов. Конструирование и печатание буквы М. 11. «Звуки [К] и [К'], буква «К». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве К и звуках К Кь. Ударение. Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов. Звуковой анализ слов. Речевые игры. 12. «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Б и звуках Б Бь. Парные звонкие-глухие согласные. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Чтение слогов. 13. «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Д и звуках Д Дь. Парные звонкие-глухие согласные. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. 6 Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв. 14. «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Г и звуках Г Гь. Парные звонкие-глухие согласные. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их дифференциация. Отгадывание загадок. Чтение букваря. 15. «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ф и звуках Ф Фь. Парные звонкие-глухие согласные. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. Печатание предложений. 16. Звуки [В] и [В'], буква «В». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве В и звуках В Вь. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Чтение букваря. Печатание предложений. 17. «Звуки [Х] и [Х'], буква «X». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Х и звуках Х Хь. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 18. «Звук и буква «Ы». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве ы и звуке ы. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 19. «Звуки [С] и [С'], буква «С». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве С и звуках С Сь. Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов. Звуковой анализ слов. Решение ребусов. 20. «Звуки [З] и [З'], буква «З». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве З и звуках З Зь. Парные звонкие-глухие согласные. Практика. Подбор слов с заданным звуком. Подбор парных согласных и их дифференциация. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. Печатание предложений. 21. «Звук [Ш], буква «Ш». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ш и звуке Ш. Понятие заглавная буква. Практика. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Чтение слов. Конструирование и печатание буквы Ш. 22. «Звук [Ж], буква «Ж». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ж и звуке Ж. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 23. «Звук и буква «Э». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Э и звуке Э. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 24. «Звук [Й], буква «Й». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Й и звуке Й. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 7 25. Буква «Е». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Е. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 26. Буква «Ё». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ё. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 27. Буква «Ю». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ю. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 28. Буква «Я». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Я. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 29. «Звук [Ц], буква «Ц». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ц и звуке Ц. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Чтение букваря. 30. «Звук [Ч], буква «Ч». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Ч и звуке Ч. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 31. «Звук [Щ], буква «Щ». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Щ и звуке Щ. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 32.«Звуки [Л] и [Л'], буква «Л». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Л и звуках Л Ль. Понятие Предложение. Количество слов в предложении. Схема предложения. Практика. Подбор слов на заданный звук. Деление слов на слоги. Печатание. Чтение слов и предложений. Звуковой анализ слов. Решение ребусов. Составление предложений из определенного количества слов. 33. «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р». Теория. Обогащение и уточнение знаний о букве Р и звуках Р Рь. Практика. Подбор слов на заданный звук. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 34. Буквы «ъ», «ь». Теория. Обогащение и уточнение знаний о буквах ь ъ. Обозначение мягкости-твердости согласных. Практика. Подбор слов. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа и синтеза. Составление предложений. Решение ребусов и кроссвордов. Чтение букваря. 35. Повторение. Закрепление изученного материала. Практика. Речевые игры, игровые упражнения. 36. Открытое мероприятие для родителей «Праздник БУКВАРЯ». 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: умеет складывать буквы - в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения; умеет различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; 8 умеет различать звук, слог, слово; умеет отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; умеет составлять предложения, оформлять предложение в устной речи; умеет выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; умеет разделять слово на слоги с использованием графических схем; умеет делить слова на слог; определять ударный слог в слове; умеет определять главную мысль предложения; умеет отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков. Метапредметные результаты: • умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; • умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Личностные результаты: • сформирован интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе; • сформированы умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно. 9 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Программы: занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Мебель: -шкаф для пособий -письменный стол для работы учителя-логопеда -стул (взрослый) -детский стол -детский стул Оборудование и канцелярские принадлежности: -массажный мячик «Су-джок» -влажные салфетки -бумага для офисной техники -простой карандаш -тетрадь 48 листов -цветные карандаши Информационное обеспечение Программы: -ноутбук -выход в Интернет Кадровое обеспечение Программы: Тюленева Татьяна Алексеевна, квалификационная категория. педагог -1 шт. -1 шт. -1 шт. -6 шт. -12 шт. -12 шт. -1 пачка -1 пачка -12 шт. -12 шт. -12 пачек -1 шт. дополнительного образования; I Методические материалы: Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, исследовательский, игровой. -альбом «Артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева; -картотека дыхательной гимнастики (авт.); -картотека пальчиковых игр (авт.); -картотека физкультминуток (авт.); -карточки, опорные схемы на группы звуков, профили звуков; -предметные картинки; -дидактические игры: «Логопедическое лото», «Узор из фонем», «Звуковая мозаика» «Делим слова на слоги», «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Шнуровки»; «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор». Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме», предметные картинки. В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 кабинет (группа) для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается. 10 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, беседа, диагностика. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, фотоотчеты, отзывы родителей, законных представителей обучающихся. Оценочные материалы Диагностика проводится по рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет». Е. В. Колесникова. М. Издательство «Ювента» 2016 г. Диагностические задания представлены пятью разделами: «Развитие звуковой культуры речи», «Развитие фонематического слуха», «Развитие графических навыков и моторики», «Развитие звукобуквенного анализа», «Чтение». В тетради представлен весь диагностический материал и диагностическая таблица с оценкой уровня развития ребенка. 11 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Для педагога: 1. Журова Л.Е..ВаренцоваН.С, Дурова Н.В., Невская Л.Н. / Под ред. Н.В.Дуровой. «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие / - M.:Школа Пресс, 2012 г. 2. Буденная Т.В. Логопедическая игротека. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016 г. 3. Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебнометодическое пособие к рабочей тетради "От А до Я"/ М., Изд. Ювента, 2016 г. 4. Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать» / М., Изд. Ювента, 2016 г. 5. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет». Москва. Издательство «Ювента» 2016 г. 6. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Парциальная программа. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016 г. 7. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021 8. Для родителей (законных представителей): 1. Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М., 2004 г.. 2. Гаврина С.Е. Школа для дошколят. Внимание. Память. Мышление. – ОО «Росмэн», 2016 3. Ткаченко Т.А. «Готовимся к школе с осени до лета. ФГОС ДО". - Эксмодетство, 2018 г. Для обучающихся: 1. Агранович З.Е. Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников. М. Просвещение, 2017 г. 2. Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21. Развиваем навыки чтения ( для детей 4-6 лет).- Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.- 64 с 3. Егорова О.В. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 7 лет. М.: «Издательство ГНОМ», 2014 г. 4. Колесникова Е.В «От А до Я» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет»./ М., Изд. Ювента, 2016 г 5. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2016 12