ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарный учебный график - локальный нормативный документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в МАДОУ № 23 в 2024-2025 учебном году, разработан в соответствии с документами: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); ‒ Устав МАДОУ № 23; ‒ Программа развития МАДОУ № 23. Учреждение осуществляет деятельность по 2-м адресам: -624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Красноармейская, 4; -624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Союзов, 25. Юридический адрес: 624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Красноармейская, 4. Почтовый адрес: 624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Красноармейская, 4. Содержание Календарного учебного графика включает в себя информацию о: - режиме работы детского сада; - количестве групп раннего и дошкольного возраста; - продолжительности образовательной деятельности и количестве недель в учебном году; - сроках адаптационного периода и периода проведения мониторинга; - продолжительности образовательной деятельности в летний период; -выходных и праздничных днях. В Учреждении функционируют десять групп, расположенных в 2-х отдельно стоящих зданиях. В здании, расположенном по адресу 624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Красноармейская, 4, функционируют четыре разновозрастные группы. Группы компенсирующей направленности: -2 группы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 лет до прекращения образовательных отношений; -2 группы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с 3 лет до прекращения образовательных отношений. В здании, расположенном по адресу 624300 Свердловская область, г. Кушва, ул. Союзов, 25, функционируют шесть групп общеразвивающей направленности: - группа раннего возраста для детей от 1,5 до 2 лет; - группа раннего возраста для детей с 2 до 3 лет; - дошкольная группа (3-4 года); - дошкольная группа (4-5 лет); - дошкольная группа (5-6 лет); - дошкольная группа (6-7 лет). Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 11 часов (ежедневно с 7.00 часов до 18.00 часов, выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни). Учебный год начинается с 02 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года. Образовательная деятельность -02.09.2024 – 31.10.2024 -11.11.2024 – 27.12.2024 -09.01.2025 – 21.03.2025 -24.03.2025–28.03.2025 неделя); -31.03.2025 – 30.05.2025 Каникулы, праздничные дни 01.11.2024 – 08.11.2024 (каникулярная неделя, 4-5 ноября - День народного единства); 30.12.2023–08.01.2024 (Новогодние каникулы); 23 февраля – День защитника Отечества; (Театральная 8 марта – Международный женский день; 01.05.2025 – праздник Весны и Труда; 08.05 – 11.05.2025 – праздничные дни, посвященные Дню Победы; 02.06.2025 – 29.08.2025 (летний оздоровительный период) Продолжительность учебного года составляет 35 недель. В группах раннего возраста с 01 сентября по 30 сентября устанавливается период адаптации к посещению детского сада. Основными направлениями деятельности Учреждения являются: – коррекция и компенсация недостатков речевого и интеллектуального развития; – разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; – развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников, на основе усвоения реализуемой Учреждением основной образовательной, а также дополнительных образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; – формирование предпосылок к учебной деятельности; – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание учебного плана обеспечивает развитие детей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется: в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в совместной деятельности педагогов с детьми, в том числе и непосредственно образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности, соответственно возрасту детей: -в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение с взрослыми, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.), восприятие смысла сказок, музыки, стихов, рассматривание картинок, двигательная деятельность; -в дошкольном возрасте (3-8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка; во взаимодействии с семьями воспитанников. В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части - не менее 60% от ее общего объема, объем части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40%. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную деятельность в различных видах детской деятельности и совместную деятельность в режимных моментах. В части, формируемой участниками образовательных отношений, определено время на реализацию задач программы «Музейная педагогика как эффективное средство реализации содержания дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО», в рамках Муниципальной базовой площадки и авторской программы «Школа дорожных наук» (начиная с группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет). Данная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывает региональную политику в сфере образования. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28): - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут; - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: - в группе раннего возраста не превышает 20 мин.; - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно; - в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. Непосредственно образовательная деятельность во всех группах не предполагает предметного обучения в форме учебной модели, а ориентирована на интегрированную образовательную деятельность по образовательным областям согласно ФГОС ДО. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки, релаксационные и расслабляющие паузы. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573)). Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Годовой учебный график состоит из 3-х образовательных блоков: 1.Утренний образовательный блок – продолжительность с 07-00 до 09-00: - совместная деятельность педагога и детей. 2. Образовательная деятельность– с 09-00 до 10-45: - совместная деятельность педагога и детей игрового, интегративного, тематического характера. 3. Вечерний блок – продолжительность с 15-00 до 18-00: - индивидуальная работа педагога с ребенком; - совместная деятельность педагога и детей; - реализация дополнительных образовательных программ с детьми ДОО. КАЛЕНДАРНЫЙУЧЕБНЫЙ ГРАФИК (г. Кушва, ул. Красноармейская, 4) В учреждении уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка (детям с тяжелыми нарушениями речи и детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)). В группах с детьми с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 8 лет учитель-логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные – занятия, 5 раз в неделю. В начале учебного года идет углублённая диагностика развития детей, сбор анамнеза, индивидуальной работы с детьми, наблюдение за детьми в режимных моментах (с 1 по 15 сентября). Оценка результатов проводится с учётом программных требований данной возрастной группы компенсирующего вида. 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Виды логопедических занятий: 1.Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. 2.Примерное распределение количества занятий следующее: 13-14 занятий отводится на словарную и грамматическую работу; 6-7 занятий – на формирование первоначальных навыков связной речи. Логопедические фронтальные занятия по формированию звукопроизношения не проводятся. Индивидуальные (подгрупповые) логопедические занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. 2 период обучения (декабрь, январь, февраль, март) Виды логопедических занятий: 1. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи, проводятся 2 раза в неделю. На отработку каждого звука ориентировочно отводится 2 занятия, на отработку звука (с) 5 занятий; 2. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Примерное распределение количества занятий следующее: 14 занятий отводится на формирование словаря и грамматического строя речи, 12- на развитие связной речи. 3 период обучения (апрель, май, июнь) Виды логопедических занятий: 1.Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий отводится на формирование словаря и грамматического строя речи, 33 занятия – на развитие связной речи (7 занятий – на обучение составлению рассказов – описаний; 6 занятий – на составление рассказов по сюжетным картинкам; 5 занятий – на составление рассказа по картине; 5 занятий на самостоятельное составление рассказов по теме, остальные 10 – распределяются с учётом индивидуально- типологических особенностей воспитанников) 2.Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю. Фронтальная логопедическая работа проводится в первую половину дня. Индивидуальные (подгрупповые) логопедические занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно как в первую, так и во вторую половину дня. В группах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитель-дефектолог проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, наблюдает за динамикой продвижения каждого ребёнка. Выбор формы проведения занятия зависит от вида и содержания занятий, возраста детей и результатов диагностического обследования. Педагогическая диагностика развития детей проводится с 1 по 15 сентября, что позволяет построить углубленное всестороннее обследование в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ и определить эффективность коррекционно-развивающих воздействий. Коррекционные занятия начинаются с 15 сентября. Содержание коррекционной работы направлено: -на формирование способов усвоения дошкольниками социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; -на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; -в-третьих, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Образовательная область «Познавательное развитие» осуществляется в процессе проведения образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (СРОО), что способствует формированию у детей целостного восприятия о различных предметах и явлениях окружающей действительности – в подготовительной к школе группе – 2 раза в неделю; развитие элементарных математических представлений (РЭМП) – 2 раза в неделю. Образовательная область «Речевое развитие» ознакомление с художественной литературой, развитие речи (ОХЛРР) – 1 раз в неделю. Сенсорное восприятие направлено на коррекцию когнитивной сферы (РСВРР) - 1 раз в неделю. В специальной образовательной деятельности по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей. Подготовка к обучению грамоте включает два разных направления: развитие ручной моторики, подготовки руки к письму и обучение элементарной грамоте. Образовательная область «Физическое развитие» осуществляется в образовательной деятельности по физической культуре с детьми от 4 до 7 лет не менее 3 раз в неделю: два раза в неделю в помещении и один раз в неделю на прогулке. Физическая культура проводится только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Формирование здорового образа жизни осуществляется ежедневно в процессе организации различных видов детской деятельности во всех режимных моментах. Педагог-психолог осуществляет: -психологическое сопровождение детей, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, наблюдает за динамикой продвижения каждого ребёнка. Выбор формы проведения занятия зависит от вида и содержания занятий, возраста детей и результатов диагностического обследования. Педагогическая диагностика развития детей проводится с 1 по 15 сентября, что позволяет построить углубленное всестороннее обследование в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ и определить эффективность коррекционноразвивающих воздействий. Коррекционные занятия начинаются с 15 сентября. Содержание коррекционной работы направлено на: -индивидуальную диагностику уровня развития ребенка, готовности к школьному обучению, коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка) по развитию психических процессов. Для детей с задержкой психического развития, педагог-психолог работает по индивидуальным коррекционно-развивающим программам (согласно имеющегося диагноза). Тьютор осуществляет: педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ и детей - инвалидов, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации обучения, организация образовательной среды для дошкольников. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется воспитателями групп: ИЗО-деятельность (ХЭРИ) - 2 раз в неделю с детьми 4-7 лет; Лепка (ХЭРЛ) - 1 раз в неделю с детьми 4-7 лет; Аппликация (ХЭРА) - 1 раз в неделю с детьми 4-7 лет Развитие познавательно-исследовательской деятельности (Рп-и Д) – 1 раз в неделю с детьми УО (интеллектуальные нарушения) и ежедневно с детьми других групп ДОО в образовательной деятельности. Занятия художественно - эстетитческой направленности (музыка) проводятся во всех группах 2 раза в неделю музыкальным руководителем. Занятия по физическому развитию проводятся во всех группах 2 раза в неделю инструктором по физической культуре.